Лектор –  Г. В. Талина, доктор исторических наук, профессор

Лекция посвящена реформам и инновациям России периода правления царя Алексея Михайловича. Несмотря на то, что за этим государем прочно закрепился неофициальный титул «тишайший», в стране был осуществлен целый ряд преобразований, способствовавших становлению абсолютизма, утверждению на престоле династии Романовых, адаптации на российской почве европейских новшеств.

В лекции рассматривается трансформация в XVII столетии ранее возникшей идеи «Москва – Третий Рим», анализируется понимание современниками происхождения и сущности царской власти. Если для последних Рюриковичей было важно показать преемственность своей власти от римского императора Августа и византийского императора Константина Мономаха, первые Романовы решали задачу утверждения своей династии в качестве законных наследников Рюриковичей.
 
Особое внимание уделяется специфическим практикам III четверти XVII века, связанным с изменением государственной символики. Вам предстоит узнать, изображением каких фигур и персоналий могло быть заменено привычное для нас изображение Георгия Победоносца, пронзающего копьем змея.
 
Лекция познакомит Вас с командой реформаторов, группировавшихся вокруг царя Алексея. Нам предстоит проанализировать особенности функционала и ежедневной работы таких государственных новообразований как Ближняя дума и Приказ великого государя Тайных дел.
 
Нам предстоит рассмотреть доктрины позднего меркантилизма, специфику его становления в условиях России. Поскольку одной из важнейших черт политики меркантилизма стала защита национальной экономики от иностранных конкурентов, мы проанализируем положения Новоторгового устава, который нередко называют первым таможенным тарифом России.
 
Среди новшеств в военной сфере обратимся к полкам иноземного строя, их роли в Тринадцатилетнюю войну, а также практикам выполнения армией полицейских функций.
 
Характеризуя новшества культуры и образования, рассмотрим становление в России европейской системы семи свободных искусств, первые шаги пиитики и придворного театра.