Лекторы: Д. В. Иванова, кандидат соц. наук, доцентИ. М. Лоскутова, кандидат философ. наук, доцент.
 
 
В лекции раскрывается история и современные подходы к анализу актуальных проблем российской молодежи через призму двух отраслей отечественной социологии: «социологии молодежи» и «социологии образования». Среди наиболее востребованных направлений социологии молодежи авторы выделяют межпоколенческий подход и регулярные мониторинги ценностных ориентаций в молодежной среде (И. Кон, М. Титма, Ю.А. Левада, В.Т. Лисовский и др.). Среди направлений исследований, раскрывающих особенности молодежных субкультур и политическую ориентацию молодых, выделяют работы В. Левикова, В. Левичевой, Т. Щепаньской, М. Горшкова, М. Мчедлова и др.
Тезаурусный подход, разработанный Луковым В.А., представляет собой междисциплинарный анализ теоретических концепций молодежи и предусматривает постановку молодежных проблем в более широкий социокультурный контекст. Ювентология, разработанная В.В. Павловским, представляет собой новое понимание исследования молодежи как единого природного и социального целого через интегративный подход.
Среди проблем в молодежной среде, которые позволяет раскрыть российская социология образования, авторы выделяют такие подходы как деятельностный, системный, институциональный и ресурсный (В.К. Батурин, В.И. Добреньков и В.Я. Нечаев, Г.Е. Зборовский и Е.А. Шуклина, Н.А. Матвеева, А.М. Осипов, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов, Ф.Э. Шереги). Также рассматриваются важнейшие исследовательские траектории в области влияния образования молодежи на их социальную стратификацию и мобильность (В.Н. Шубкин, Ф.Э. Шереги); условия и проблемы неравенства в образовательной среде (Д. Л. Константиновский, В.Т. Лисовский, А.А. Овсянников, Г.А. Чередниченко, В.С. Собкин, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов); влияние образования на социальную дифференциацию в современных условиях (Т.Л. Козочкина, Н.А. Матвеева, Н.Д. Сорокина, Р.И. Капелюшников, С.Г. Кордонский, И.П. Смирнов и Е.В. Ткаченко, О.И. Шкаратан и Г.А. Ястребова).
Отдельной исследовательской категорией выступают современные отечественные разработки социологов по вопросам человеческого капитала, которому посвящены исследования В.В. Радаева, В.Е. Гампельсона, Р.И. Капелюшникова и других авторов, а также современные условия реформирования российского образования.