Проект Пишущая машинка предоставит Вашим ученикам много интересных возможностей. Например, возможность создать свой собственный шрифт, использовать старинный алфавит или придумать шифр для обозначения букв русского или иностранного алфавита.

Как использовать проект

Класс: 1-6 
Продолжительность: 1-2 часа

Симметрия и отражения

Вероятно, Ваши ученики смогут вспомнить примеры симметрии и отражения из математики или из повседневного опыта. Предложите им исследовать новую область — написание букв, слов, фраз.

Воспользуйтесь маленьким зеркалом для того, чтобы получить отражения букв. Попросите детей установить зеркало параллельно и перпендикулярно строкам. Пусть они понаблюдают за тем, как будет располагаться зеркальное отражение относительно оригинала в этих двух случаях.

Предложите детям определить — какие буквы русского алфавита обладают осью симметрии. Обсудите с ними, как отличаются отражения симметричных и несимметричных букв.

В нашем проекте для представления зеркальных отражений букв используются формы черепашки. Попросите Ваших учеников найти буквы, которые будут выглядеть в зеркале так же, как и в оригинале. Сколько таких букв всего?

Спросите Ваших учеников, знают ли они какие-нибудь палиндромы (слова или фразы, которые читаются одинаково слева направо и наоборот, например, шалаш, потоп, дед и так далее). Это поможет найти слово или даже фразу, зеркальное отражение которой не отличается от оригинала.

Обратите внимание детей на то, что не все палиндромы будут выглядеть одинаково в зеркале и в оригинале.

Как изменить проект

Класс: 1 или старше 
Продолжительность: 1-6 часов

Рисование

Детям, которые любят рисовать, наверняка будет интересно создать свой шрифт для обозначения букв или цифр. Необязательно, чтобы весь алфавит рисовал один ребенок — группа справится с этим значительно быстрее. Один из учеников может нарисовать насколько букв, другой цифры. Результатом такой коллективной работы станет проект с готовым шрифтом. Возможно, подобная деятельность заинтересует учителя рисования, который сможет помочь Вашим ученикам.

Буквы можно нарисовать непосредственно в Редакторе форм черепашки или импортировать из других программ, например, воспользоваться уже готовыми шрифтами, которые приглянулись детям.

История

Если Вашим ученикам интересна история, предложите им вместо современного алфавита нарисовать какой-либо старинный. Возможно, им будет интересно создать такой проект, в котором можно увидеть, как изменялась кириллица в различные исторические периоды.

Шифровки

Проект, подобный этому можно использовать для создания собственных шифров. В качестве изображения для букв в этом случае годятся любые картинки — например, иероглифы или пляшущие человечки.

Обсудите с учениками правила шифра, необходимые для того, чтобы текст поддавался расшифровке. Допустимо ли, чтобы в таком «правильном» шифре:

  • две разных буквы имели одно и то же изображение;
  • одна буква печаталась то с одним изображением, то с другим.

Вы можете предложить детям записать с помощью микрофона звуки для букв. Эти звуки должны быть достаточно короткие. Потом можно будет запрограммировать черепашку так, чтобы буква «звучала» во время ее написания на листе.

Экспериментируя с этим проектом, Ваши ученики могут глубже познакомиться с такими редко изучаемыми в школе, но интересными темами как теория кодирования, симметрия в языке, создание собственных шрифтов и другими.