Родионова М.А.,
учитель географии ГБОУ Измайловской школы №1508, города Москвы.

По определению доктора пед. наук Юрия Анатольевича Конаржевского, современный урок — «это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ».

Современный урок характеризуется следующими признаками:
  1. Главной целью урока (занятия) является развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания.
  2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
  3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.
  4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
  5. Организация урока (занятия) динамична и вариативна.
  6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Цель обучения — это создание преподавателем условий, позволяющих открывать, приобретать и конструировать знания самими обучающимися. Сегодня эта цель реализуется при сочетании традиционного обучения и новых технологий на уроке географии.

Названия географических объектов формируют язык географии, с помощью которого можно легче всего рассказать о пространстве. Знакомство с любой территорией или картой начинается с изучения географической номенклатуры — совокупности названий природных объектов. Человек, изучивший номенклатуру, имеет два неоспоримых преимущества – он получает возможность свободно ориентироваться по картам и представлять себе структуру пространства (географической оболочки).   

Учителя знают, что при изучении номенклатуры возникают особые сложности. Учащимся трудно запомнить достаточно большое число географических названий. Среди учащихся есть способные дети, которые очень хорошо запоминают карту. Но для большинства детей процесс заучивания объектов на карте требует больших усилий и многократного повторения. Как помочь таким детям учиться успешно? Какими методами и способами побудить детей тренировать свою память?

Для решения этих проблем традиционно учителя географии используют УМК, в который входит:
  • учебник,
  • атлас,
  • контурная карта,
  • рабочая тетрадь.

Традиционные пособия могут быть дополнены авторскими материалами, одним из которых может являться комплект раздаточных таблиц «Физическая география — наука о географической оболочке Земли», М.: ИНТ, 2018 (автор Родионова М.А.).

Это пособие ориентировано на использование в курсе географии средней школы. Перечень номенклатуры (географических объектов) сгруппирован по параллелям и по темам. Материал может быть использован на уроке и дома для изучения новых объектов, закрепления изученного и контроля (самоконтроля). Если работа с картой ведется систематически, то учащиеся непроизвольно запоминают образ изучаемой территории: в этом оказываются задействованы все виды памяти — зрительная, слуховая, двигательная и словесно-смысловая.

Методика использования пособия в учебной деятельности

Этап изучения

Учитель произносит название вслух, затем вместе с учениками находит объект на карте, наносит на контурную карту. С названием связывается картографический образ объекта (форма, величина, расцветка). Кто-то обязательно спросит: «А где?» или: «Я не успел!» Объекты в пособии объединены по темам и цифры помогают найти объект (увидеть его) на карте. Эта работа может сопровождаться поиском объектов с помощью компьютерных геоинформационных систем, и эти методы будут дополнять друг друга. Также сразу понятен объем информации, которую надо сегодня усвоить (ФГОС).

Работа с номенклатурой проводится на каждом уроке, дополняя уже полученные знания. Если надо повторить материал предыдущих тем, достаточно открыть лист данной тематики. Удобно дома проверить самому, все ли объекты на уроке были нанесены на контурную карту, а родители могут легко потренировать ребенка. Конечно, изучение не должно являться зазубриванием, и список приемов изучения географических объектов велик и постоянно расширяется.

Этап закрепления

При изучении объектов сразу выделяется ряд учеников с хорошей памятью. Им интересно выйти к карте, показать изученные объекты, посоревноваться, кто знает больше. Можно провести работу в паре: закрывая ответы, учащиеся спрашивают друг друга по очереди: какой объект скрывается за поставленной цифрой и, если забыли, — открывают верный ответ.

Перед проведением контроля можно предложить учащимся объединиться в группы. Командиру группы учитель дает тематический лист раздаточного материал. Ответы скрыты. Задание: определи скрытые объекты. После решения, командир открывает ответы и контролирует правильность решения.

Задание «Географическая эстафета»

Используем лист раздаточного пособия с закрытыми ответами. По очереди учащиеся называют объекты, скрытые за цифрами. Работает весь класс, ошибки сразу корректируются. Таким образом, учащиеся сами названия объектов произносят вслух. Особенное внимание надо уделить труднопроизносимым названиям, раскрывая топонимическое значение и увлекая историей, сказками, легендами.

При комплексном изучении природы крупных географических объектов номенклатура объемна и разнообразна. В этом случае особое внимание уделяется умению классифицировать и сравнивать. Например, объедините в группы равнины по высоте над уровнем моря. Раздаточный лист по теме «Равнины» напомнит перечень основных объектов, информация о группах равнин отображена в схеме, а высота местности указана на физической карте России в атласе. Для того, чтобы классифицировать, надо найти объекты, зная, что равнины подразделяются по высоте над уровнем моря на низменности (высота 0-200 м), возвышенности (200-500 м) и плоскогорья (высота более 500 м). По шкале высот и глубин физической карты определяем принадлежность равнины к группе. Выделив группы, можно провести сравнение: по количеству объектов в группе, по занимаемой площади и т.д.

Этап контроля (самоконтроля)

При проведении географических разминок можно акцентировать внимание не на количестве, а на качестве объекта. Например, попросить назвать самые высокие горы России, самую длинную горную систему мира, самую длинную горную систему мира и т.д. Ответом может являться цифра, под которой находится данный объект на листе раздаточного материала.

При выполнении задания «Узнай объект на контурной карте» объекты скрыты за цифрами. Можно использовать два типа теста: открытый и закрытый. Для открытого типа — ученик подписывает название объекта, а для закрытого — выбирает один из вариантов ответа.

Контроль знаний можно провести легко и быстро при помощи приложения к раздаточным материалам. Перед учащимися — контур с нанесенными цифрами, за которыми скрываются объекты, которые уже изучили. Количество вариантов может быть любое и вопросы могут быть разные и охватывать не одну учебную тему. Тематическое формирование диктанта зависит от усвоения материала учащимися. Пример вопросов: Водопад, который открыл Д. Ливингстон. Река, которая дважды пересекает экватор. Море, которое Х. Колумб принял за зеленую землю. Форма ответов: 1 — Конго, 2 — Виктория, 3 — Саргассово.

На интерактивном экране или на доске записаны названия основных форм рельефа России по вариантам. Учащимся предлагается найти объект, используя лист раздаточного материала, и написать цифру, за которой скрывается объект. Затем можно поставить объекты от большего к меньшему по высоте. Форма ответов: 1 — Эльбрус, 2 — Белуха, 3 — Народная.

Проверка знаний может быть реализована в игровой форме. Задание: Разработайте маршрут движения своего корабля из пункта г. Канберра (Австралия) до г. Хельсинки (Финляндия) и запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути. Задание выполняется с помощью двух листов раздаточного материала: «Австралия и Океания» и «Евразия». Еще пример задания — перечислен маршрут цифрами, надо его расшифровать (вспомнить названия объектов) и нанести на контурную карту.

Если выбрать случайным образом несколько географических объектов (они обозначены цифрами), то можно предложить задание: «Объедините объекты в группы», объясни признак объединения.

Большой интерес вызывают задания межпредметного содержания. Задание: Рядом с предложенным списком цифр напишите названия географических объектов, расположенных на данной территории, на иностранном языке.

Такая проверка занимает мало времени на уроке и выявляет учащихся, у которых есть проблемы с усвоением материала. Чтобы помочь, можно еще раз попросить их повторить материал, а спросить индивидуально после уроков и в спокойной обстановке.

Находя и записывая сложные географические названия, учащиеся учатся писать грамотно. Часто, при письменной проверке знаний, встречаются ошибки и искажения в названиях. При проверке знаний на ЕГЭ в части В, где необходимо дать краткий ответ, компьютер не засчитает правильным ответ с грамматической ошибкой.

Работа с географической номенклатурой-увлекательное, интересное и очень полезное занятие. Оно может применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. В процессе выполнения заданий, учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. Во время закрашивания объекта и нанесения его названия развивается моторно-сенсорная память.

Данный вид деятельности позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления. Работа с контурными картами воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность.

Формируются умения восприятия пространственных представлений о размещении объектов и их взаимосвязи друг с другом.

Особенности использования данного раздаточного материала

  1. Концентрированно выделен объем изучения географических названий по теме.
  2. Может быть использован на всех этапах изучения материала, на уроках и дома.
  3. Подходит для самостоятельной работы.
  4. Легко определить, какие объекты забыты и устранить проблемы.
  5. Хорошо сочетается с любыми современными технологиями.
  6. Позволяет информацию сделать более открытой, базовый объем информации более конкретным.

Сегодня новым аспектом в работе учителя является проект «Московская электронная школа» — это сочетание традиционного обучения и новых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому. Основными сервисами МЭШ являются: интерактивные панели; электронные учебники и тесты; интерактивные сценарии уроков, ЭУП, электронный дневник и журнал. Какие же возможности появились в вопросе изучения географической номенклатуры?

С помощью интерактивной панели появляется возможность использовать виртуальную лабораторию по географии. В демонстрационном режиме на компьютерах учителя и ученика можно открывать карты, масштабировать изображение, добавлять слои информации, новые условные знаки.

Электронные учебники позволяют работать с текстом, изображениями. Тесты позволяют проконтролировать качество знаний по изученной теме.

Атомарный контент в виде текста может рассказать о топонимике изучаемых объектов. Интерактивная составляющая в сценарии урока может служить тренингом для запоминания географических объектов, а форма теста — для проверки полученных знаний при решении заданий. Электронное учебное пособие — комплексный материал, с помощью которого можно и изучить новый материал и проверить свои знания.

Электронный дневник и журнал позволяют все созданные и одобренные городскими методистами материалы сделать открытыми и доступными для обучающихся, их родителей и коллег-педагогов.

Работа с такими приложениями как Google Планета Земля (GoogleEarth), MAPS.ME (MapsWithMe), Яндекс.Карты, навигатор, компас позволяет получить достоверную информацию о расположении географических объектов и их названиях, расстояниях и особенностях с помощью фото и видео. Есть возможность составить виртуальные экскурсии, проложив собственные маршруты и путешествовать с помощью 3D-изображений.

Новые формы работы интересны ученикам, повышают мотивацию и эффективность усвоения материала, открывают обширную современную информационную базу, повышают вариативность работы. Главное, что объединяет традиционные методы обучения и новые технологии, это цель: создание преподавателем условий, позволяющих открывать, приобретать и конструировать знания самими обучающимися. Следовательно, традиционные и новые методы дополняют друг друга и, при реализации самостоятельного деятельностного подхода к обучению, способствуют развитию личности учащихся и повышению качества образования.