Лектор –  Е. П. Куренышева, кандидат исторических наук, доцент 

В лекции анализируются и сравниваются реформы в сфере образования, проводившиеся царским правительством в 1900-1917 г., а также реформы, осуществлявшиеся советским правительством в период с 1917 года до начала 30-х гг. ХХ в.

Раскрываются планы и проекты образовательных реформ, причины неудач многих начинаний царских министров народного просвещения. В частности, много внимания уделяется проекту введения всеобщего начального образования, различным современным трактовкам данного проекта. Анализируются планы реформирования системы гимназического образования, профессионального и высшего образования. Раскрывается тормозящая роль Госсовета в реализации образовательных проектов.
Показывается преемственность задач, стоявших в сфере российского образования, перед царскими министрами, с одной стороны, и советскими наркомами, с другой стороны. Раскрываются отличия в механизме принятия решений царским и советским правительствами. Сравниваются подходы к основным проблемам среднего и высшего образования царских министров (П.М. Кауфман, Л.А. Кассо, П.Н. Игнатьев) и советских наркомов (А.В. Луначарский, А.С. Бубнов).
Сравнительный анализ включает исследование проектов развития начального образования, выявление структуры приоритетов и целей образования в дореволюционный и советский периоды, изучение различных форм подготовки учительских и педагогических кадров, а также сопоставление основных социальных, психологических и других характеристик различных поколений учительства.